История Южно-Казахстанской области
Южный Казахстан с древнейших времен занимал особое место в истории Казахстана и всей Средней Азии. Край, где проходил Великий Шелковый путь, расцвел во всех отношениях. Города Отырар, Исфиджаб (Сайрам), Сыганак, Сауран, Созак, Туркестан (Йассы) стали не только торговыми центрами, но центрами науки и культуры. Гордостью края является Абу-Насыр Аль-Фараби, второй Аристотель востока, родившегося в городе Отырар, Коркыт ата и Кожа Ахмет Йассауи (Яссави), имеющие непреходящее историческое значение. Следы прошедших веков остались архитектурными памятниками в виде мавзолея Кожа Ахмета Йассауи, Арыстан баба, Искак баба, Абдель-Азиза, Мералибаба, Карашаш Ана, Ибрагим ата, медресе Аппак Ишана и другие.
Среди историко-культурных регионов, оформившихся в период раннего средневековья, был и район современного Шымкента. В 8 км. от него расположился "Город на Белой реке" - Испиджаб (Сайрам). Уже в VII в. "Город на Белой реке" упоминается в источниках в числе городов, расположенных на Великом шелковом пути. Наряду с Отраром (Фарабом), Таразом и другими он входит в маршрутники VII - IX вв. как крупный торговый центр. Источники сообщают также о городах Шавгар (Туркестан) на Сырдарье, Газгирд, Шараб, Бурухкет, Тамтаунс и Абарджаднс. На вторую половину IX в. приходятся бурный рост городов и расцвет городской культуры юга Казахстана. Прежде всего, выделяется Отрар. Письменные источники и археологические раскопки дают динамичную картину его истории, жизни и гибели, пришедшихся на XVII - XVIII века.
К средневековым городам края относится и Арсубаникет - район современного села Колтоган. Но более широко известен Туркестан (древнее название Шавгар). Находился он, по сообщениям письменных источников, в одном дневном переходе от Отрара по Сырдарье, рядом с современным Туркестаном.
В XII-XIII вв. город утратил свое торгово-культурное значение, и центр округа был перенесен в Ясы (Туркестан). В 30 км. от Туркестана находятся развалины крупнейшего средневекового города Сауран, датируемого VI-VIII веками. В это время ведущим культурным центром Казахстана становится юг, где возникает своеобразная культура, зарождается градостроительство, развивается ремесленное производство, расширяется караванная торговля.
Туркестан. Мавзолей Ахмеда Яссауи
Туркестан
Среди Южно-Казахстанских городов наиболее широко известен Туркестан. Его древнее название Шавгар. Находился он по сообщениям письменных источников, в одном дневном переходе от Отрара по Сырдарье, рядом с современным Туркестаном. Округ Шавгар это район современного Туркестана, а одноимённый город отождествляется с городищем Шой-тобе, расположенном в 8-ми км. к югу от города Туркестана. В XII - XIII в.в. Шавгар утратил своё торгово-культурное значение. Город был заброшен и центр округа был перенесён в Яссы-Туркестан. Он как и многие средневековые города, испытал расцвет и упадок. Рапсположеный на выгодном торговом пути Яссы-Туркестан превратился в резиденцию казахских ханов. В XII веке на территории городища был сооружён мавзолей Ахмеда Яссауи, разрушенный и разграбленный ханом Тохтамышем и заново отстроенный на рубеже XIV-XV в.в
Один из древнейших городов Казахстана, основан в XII веке (ученые утверждают что Шымкенту 2200 лет) на пересечении торговых путей в Европейскую Россию, Среднюю Азию, Западную Сибирь и Китай. Расположен в предгорной равнине, в междуречье рек Бадам и Сайрам-Су. Впервые название населенного пункта «Чимкент» встречается в сочинении Шараф ад-дина Али Йе(а)зди «Зафар-наме» («Книга Побед») в 1425 году. Шымкент, как селение около Сайрама упомянут в описании событий 1366 года, связанных с походами Тимура.
Время жизни городища, судя по случайным находкам предметов материальной культуры прошлых эпох, дает основания для предварительного датирования его культурных слоев с VII по XIX век.
Историческое значение городища, помимо прочего, заключается в том, что оно является одним из городских образований, сохранивших свое историческое ядро в центре современной городской застройки.
Отрар
Один из немногих средневековых городов Казахстана, локализация которого не вызывает сомнений. Развалины его под названием Отрар-тобе находятся неподалёку от впадения Арыси в Сырдарью, 15 км. западнее станции Тимур. О городе сохранилось много сведений в письменных источниках. В них наряду с именем встречается и другое - Фараб. с XIII в. под именем Отрар город известен до конца своего существования (XVII - XVIII в.в.).
Сузак
Один из немногих средневековых городов Казахстана, локализация которого не вызывает сомнений. Развалины его под названием Отрар-тобе находятся неподалёку от впадения Арыси в Сырдарью, 15 км. западнее станции Тимур. О городе сохранилось много сведений в письменных источниках. В них наряду с именем встречается и другое - Фараб. с XIII в. под именем Отрар город известен до конца своего существования (XVII - XVIII в.в.).
Село Сайрам одно из древнейших поселений на территории Южного Казахстана. Расположено на реке Сайрам-Су в 10 км восточнее г. Шымкента. В эпоху раннего средневековья (IX-XII века) на месте Сайрама находился город Испиджаб – центр одноименного округа, входившего в состав Мавераннахра. В его округ входил так же Чимкент. Первое упоминание о Испиджабе появляется в географическом труде китайского автора Сюань-Цзяня в 629 году. С XIII века город известен под названием Сайрам. Название Сайрам впервые встречается в описании путешествия китайского отшельника Чань-Чуня в ставку Чингиз-Хана в 1221 году. Сайрам – «Город на Белой реке». В русских исторических документах упоминание о Сайраме появляется в конце XVII века. Развитие и формирование Сайрама было обусловлено, не только выгодным экономико-географическим, но и политическим положением. На караванном пути из Шаша (Ташкента) в Чимкент, а так же форпостом распространения ислама в прилегающих степных районах.
Исторический центр Сайрама в современной планировочной структуре которго сохранились контуры древнего шахристана и крестообразная планировочная схема улиц, является памятником градостроительной культуры Средней Азии IX-XIX веков.